Официальный сайт депутата Государственной Думы


Знаете ли вы, к какой группе потребителей электроэнергии относитесь, и какой тариф для вас применяется
да, я знаю о трех классификациях: по типу населенного пункта, по виду плиты – газовая или электрическая, по времени суток
другое
мне всё равно
нет, доверяю цифрам в квитанции
 
  результаты голосования
смотреть все опросы

Валерий Селезнев выступил против изменений в закон "Об электроэнергетике", связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности

23 Март 2017г.

На заседании Комитета Государственной Думы по энергетике 23 марта 2017 года прошло обсуждение проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности".

 

Разработчиком законопроекта является Минэнерго России. Цель разработки законопроекта - стимулирование энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в том числе к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.

 

Законопроектом предлагается внести следующие изменения:

установить, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

предусмотреть, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования энергосбытовой деятельности, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";

определить основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности и предоставить Правительству Российской Федерации полномочия по установлению дополнительных лицензионных требований, в том числе требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдения финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;

установить, что контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации на основании Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

установить, что положением о лицензировании энергосбытовой деятельности могут быть предусмотрены отдельные требования для получения лицензий для осуществления энергосбытовой деятельности на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, неценовые зоны оптового рынка, на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика;

определить порядок формирования и актуализации реестров информации, содержащих сведения о лицензировании энергосбытовой деятельности (выданных и аннулированных лицензиях, сведения о лицензиатах, о должностных лицах лицензируемых организаций и т.д.).

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за следующие действия:

осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии;

осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;

невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

 

По мнению Валерия Селезнева, вызывает много вопросов сама концепция законопроекта, она нуждается в дополнительном обсуждении на предмет целесообразности использования лицензирования для повышения платежной дисциплины субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии (мощности), а также надежности и финансовой устойчивости профессиональных участников рынка электрической энергии (мощности).

К законопроекту так же возникает много вопросов: не определен орган, который будет проводить лицензирование деятельности сбытовых компаний, не ясно будут ли установлены финансовые требования к сбытовым организациям, кто будет регулятором?

 

При обсуждении законопроекта на заседании Комитета Валерий Селезнев выступил против законопроекта. «Я неоднократно говорил о том это очень порочный законопроект. Ибо, на мой взгляд, это чистой воды финансовый рынок. А если это финансовый рынок, и мой вопрос был не случаен: кто будет регулятором? Было бы логично, если бы регулятором был бы Центробанк, как мегарегулятор, потому что он на сегодняшний день регулирует все финансовые рынки. Если мы признаем, что гарантирующие поставщики и сбыты, они являются посредниками между генерацией и сетями, то соответственно посредниками какими? Финансовыми, прежде всего, единственно финансовыми посредниками. И не платежи, финансовая дисциплина - не могут быть не у ФАС и не у вас (Минэнерго). Не понимаю, каким образом это законопроект может улучшить финансовую дисциплину в отношении между сетевыми компаниями и сбытами, потому что понимаю, и все здесь присутствующие понимают, почему между генерацией и сбытами более менее отношения - да потому, что они аффилированы, а у сетей такой аффилированности на сегодняшний день нет. То, что сейчас, через вот это лицензирование получится, если Центробанк, как регулятор не смог сдержать волну банкротств, выводов денежных средств у банков с наработками почти что уже 20-ти летними, то каким образом вы будите сдерживать волну банкротств? Получил лицензию - заплатил, потом держишь ситуацию, все знают, что готовится вывод. Но там, где большие деньги, там есть и большие соблазны. Соответственно, можно ссылаться на отсутствие практики, механизмов. И мы где-нибудь примерно через года два, когда будет выведено миллиардов 200 через эти схемы лицензированных сбытов вернемся к тому, что необходимо передать функции сбыта либо генерации, либо сетевикам, потому что они являются единственными двумя участниками процесса, которые имеют активы, которыми они могут отвечать. Но генерация меньше заинтересована в выводе денежных средств и если они выводят, то они хотя бы приобретают новую генерацию: создается на выведенный рубль дополнительный эквивалент в виде какого - то продукта. Сети тоже вкладываются в развитие своих сетей. Во что вкладывается посредник? Понятно, опять же... Просто не хочется здесь разворачивать эту коррупционную составляющую, потому что я далек от мысли, что авторы данного законопроекта исходили из этого, я правда искренне верю и уважаю авторов законопроекта. Но есть другие предложения, и я предлагаю уважаемым членам комитета и всем здесь присутствующим все-таки уделить этому больше внимания, все-таки мы способны разработать механизмы, которые будут улучшать и оздоравливать финансовую дисциплину на рынке взаиморасчетов между тремя финансовыми компонентами «послечубайсовской» системы» - заявил Валерий Селезнев.