Официальный сайт депутата Государственной Думы


Знаете ли вы, к какой группе потребителей электроэнергии относитесь, и какой тариф для вас применяется
да, я знаю о трех классификациях: по типу населенного пункта, по виду плиты – газовая или электрическая, по времени суток
другое
мне всё равно
нет, доверяю цифрам в квитанции
 
  результаты голосования
смотреть все опросы

Валерий Селезнев принял участие в парламентских слушаниях, посвященных итогам реформирования электроэнергетики

03 апреля 2017г.
Слушания посвящались анализу итогов реформы РАО «ЕЭС России», начавшейся 14 лет назад принятием пакета законов о реформировании электроэнергетики. Электроэнергетика в период реформ 90-х годов «сыграла стабилизирующую роль, накопив огромные объёмы отложенных инвестиций и просроченной задолженности за потребленную электрическую и тепловую энергию из-за неплатежей и отсутствия платежной дисциплины потребителей, не происходило обновления мощностей, ухудшились технико-экономические показатели электростанций, выросли потери электрической и тепловой энергии в сетях, нарастало технологическое отставание.
Вначале 2000-х годов, экономика страны начала постепенно выходить из кризиса. Электроэнергетика смогла удовлетворять в эти годы растущий спрос на электрическую и тепловую энергию за счет старых и избыточных мощностей. Вместе с тем в отрасли все больше проявлялась нехватка средств на ремонт существующих и строительство новых энергомощностей.
В 2004 - 2008 годах радикально изменились структура электроэнергетики России, произошло разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) видов деятельности региональных АО-энерго, созданы генерирующие компании оптового рынка и территориальные генерирующие компании. Вместе с тем, за прошедшие годы результаты функционирования реформированной электроэнергетики выявили ряд проблем, которые требуют скорейшего решения и выработки общей позиции профессионального сообщества.
Масштабное реформирование самой крупной отрасли энергетики было проведено без фокуса на потребителя. Целями реформы были модернизация энергетики, привлечение инвестиций, повышение прибыльности работы отрасли как таковой. Основная задача сейчас - завершение реформирования электроэнергетики в интересах потребителя.
Главная цель - удовлетворение платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении качества этой энергии, надежности поставок, доступности цен и энергетической инфраструктуры, ограничении перекрестного субсидирования.

Заместитель Министра энергетики России Вячеслав Кравченко в своей презентации представил специфику структуры собственности в отрасли, подчеркнув, что доля государства по-прежнему остается достаточно высокой, а «присутствие государства в определенных секторах отрасли является даже избыточным». Говоря об итогах реформирования электроэнергетики, замминистра перечислил ряд достижений, связанных с сокращением сроков подключения к сетевому комплексу, с обеспечением надежности и доступности. Двигаться, по мнению В.Кравченко, предстоит в новую распределенную генерацию, в направлении умных сетей, к энергетике, направленной к потребителю.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев рассказал о проведенной за 10 лет работе ведомства, в частности, по регламентированию процедур техприсоединения, пресечению завышения электропотребления и другим направлениям. Говоря о наследии расформированной Федеральной службы по тарифам, отметил, «удалось обеспечить, что рост тарифов не превысил уровень инфляции».

Директор Департамента Минэкономразвития России Андрей Мандрон остановился, по его словам, «на фундаментальных вещах», связанных с «современными модельными инструментами», прогнозированием, которое должно вернуться «в лоно государства». Необходимо усилить роль «Совета рынка» и «Системного оператора», чтобы вопросы технической надежности не превалировали над развитием рынка и качественной статистикой, перечислял чиновник. Разрозненные сведения информационных систем отрасли также подверглись критике представителя Минэкономразвития.

Игорь Кожуховский, заместитель генерального директора Российского энергетического агентства по развитию ГИС ТЭК, поднял вопросы «сложных отношений» между сбытовыми и сетевыми компаниями. Нужно сконцентрироваться на совершенствовании целевой модели рынка, восстановить компетенции по моделированию и ведению статистики, от консенсуса по этому вопросу и позиций, будет зависеть вариант развития отрасли: вертикально-интегрированная или распределенная, настаивал он и призвал не подвергать сомнению рыночную модель развития электроэнергетики.

Представители энергетических организаций, заместитель председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин и заместитель генерального директора ПАО «Россети» Константин Петухов, поднимали вопросы неплатежей, ДПМ, привлечения дополнительных инвестиций, развития прозрачности розничных рынков электроэнергии и всей инфраструктуры, снижения доли сетей в системе тарифа на электроэнергию, выступали против введения новых типов и видов перекрестного субсидирования.

Председатель Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, говоря о текущем состоянии и перспективах развития энергосбытового сегмента, отметила, что гарантирующие поставщики занимают 44% в неконкурентном сегменте и 52% - в конкурентном. В связи с этим докладчица подняла вопросы неплатежей и выдвинула ряд предложений, направленных на конкуренцию в сетях и установление справедливого формирования цены, экономически выгодного и для потребителя, и для поставщика. А также предложила проводить конкурсы для выбора наилучших инвестиционных решений.

Представители потребителей настаивали на внедрении энергосберегающих технологий и модернизации существующих объектов, выступали против строительства новых мощностей, требовали льготного подключения к сетям, аргументируя тем, что большая их часть загружена лишь на 30%, а в резерве в настоящее время стоит 80 ГВт, говорили о плюсах распределенной энергетики. Отмечали целый ряд системных проблем, фактически сводящих на нет все перечисленные чиновниками и энергетиками достижения из-за отсутствия конкурентных отношений в энергосбытовой деятельности.

К нерешенным в ходе реформы электроэнергетики проблемам представители компаний-потребителей и регионов относили отсутствие свободы выбора и возможности смены потребителем сбытовой компании, обусловленное обязательными поставками всей электроэнергии, вырабатываемой генерацией свыше 25 МВт на оптовый рынок, то есть передача ее гарантирующему поставщику. Критически отзывались о замораживании перехода к системе долгосрочных двухсторонних контрактов, которые на первом этапе признавались основой конкурентного энергосбытового сектора энергетики. Перечисляли недоработки в системе учета потребления энергоресурсов и возникающее в связи с этим наличие значительных разногласий по коммерческому учету между сетевыми и энергосбытовыми компаниями.
Кроме того, в ходе слушаний затрагивались проблемы низкой платежной дисциплины потребителей, особенно Северного Кавказа, и между участниками розничных и оптового рынков и сетевыми компаниями.
По итогам слушаний сделаны следующие выводы: главными достижениями реформы являются повышение надежности отрасли, привлечение инвестиций и в генерацию, и в сети, но пока еще не получен экономический результат, на который рассчитывали реформаторы, нет еще конкуренции и прозрачности, появились лишние мощности, которые легли грузом на потребителя и привели к росту цен на тепло и электроэнергию, что является благодатной почвой для развития распределенной энергетики как основы для развития розничного рынка электроэнергии.