Официальный сайт депутата Государственной Думы


Знаете ли вы, к какой группе потребителей электроэнергии относитесь, и какой тариф для вас применяется
да, я знаю о трех классификациях: по типу населенного пункта, по виду плиты – газовая или электрическая, по времени суток
другое
мне всё равно
нет, доверяю цифрам в квитанции
 
  результаты голосования
смотреть все опросы

Валерий Селезнев принял участие в обсуждении проблем установки и обслуживания приборов учета потребления энергоресурсов

04 апреля 2017г.

На заседании рабочей группы рассматривались основные проблемы, возникающие при установке и обслуживании приборов учета потребления энергоресурсов. 

Всем нам известно, что эффективная система учета энергетических ресурсов необходима для точного определения объемов взаимных обязательств по оплате поставленных коммунальных ресурсов, составления баланса производства и потребления ресурсов, планирования развития систем коммунальной инфраструктуры, повышения прозрачности деятельности естественных монополий и эффективности бюджетных расходов.

Одной из актуальных задач ресурсообеспечения является повышение энергетической эффективности и энергосбережение, для реализации которых необходимо обладать достоверной информацией о расходах и потерях ресурса на всех этапах производства и потребления. Отсутствие достоверного учета препятствует развитию энергосбережения и его основного механизма - института энергосервисных договоров.

Государством в последние годы уделено пристальное внимание политике в области энергосбережения, были приняты нормативные правовые документы, определяющие общин подход к решению задач повышения энергетической эффективности. В 2009 г. был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ), закрепивший правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Закон ставил задачи мотивировать население экономнее потреблять электричество, газ, воду и тепло, а промышленность - снижать энергозатраты. В последние несколько лет в дополнение к Закону вышло более 60 нормативных актов на федеральном уровне, но, к сожалению, большинство проблем в сфере учета коммунальных ресурсов так и не были устранены.

Рабочей группой проведено обсуждение некоторых проблем учета коммунальных ресурсов в жилищной сфере.

В части организации коммерческого учета внутри многоквартирных домов сконцентрировано наибольшее количество проблем. Опыт функционирования розничных рынков коммунальных услуг указывает на существование принципиального конфликта интересов поставщиков и потребителей при ведении коммерческого учета поставляемых энергоресурсов. Одной из основных проблем остается определение точных объемов потребления ресурса на общедомовые нужды (далее - ОДН) и обязательств по его оплате. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме на ОДН ограничены нормативом, а величина фактического потребления коммунального ресурса всем многоквартирным домом (далее - МКД), определенного общедомовым прибором учета, имеет значение только для определения обязательств управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией по оплате ОДН. Как правило, фактическое потребление на ОДН существенно выше норматива. Поскольку управляющие компании (ТСЖ, ЖСК) несут экономическую ответственность за сверхнормативные ОДН, они не заинтересованы в организации учета ресурсов на вводах в многоквартирный дом, учете и распределении ОДН между жильцами. Нередко такие компании отказывают в оформлении актов разграничения балансовой принадлежности и актов приема приборов учета в эксплуатацию, в том числе установленных сетевыми организациями. Решение этой проблемы возможно путем переноса обязанности по организации учета на границе балансовой принадлежности МКД на сетевые организации.

«Все должны оплачивать ресурсы по приборам учета, не стоит давать возможность выбора - оплата по приборам или по нормативам. Выбор может быть предоставлен только льготникам» - выразил свою позицию Валерий Селезнев.

Проблемой так же остается нерегулярность и несинхронность снятия показаний счетчиков. Граждане предоставляют показания индивидуальных приборов учета в лучшем случае к середине месяца, следующего за расчетным. В результате образуется значительный небаланс распределения электроэнергии по всему дому, а между ресурсоснабжающей организацией, исполнителем коммунальных услуг и потребителем в МКД возникают разногласия по поводу корректности определения объемов потребленных энергоресурсов. Очевидно, что для этого необходимо знать показания общедомовых и индивидуальных приборов учета, снятые синхронно, но принудить всех жителей МКД снимать показания счетчиков в один и тот же день проблематично.

Развитию коммерческого учета энергоресурсов препятствует отсутствие на рынке финансовых институтов и финансовых схем по предоставлению долгосрочных кредитов. Прописанная в Законе № 261-ФЗ рассрочка платежа за приборы учета энергоресурсов равными долями в течение пяти лет требует наличия на рынке финансовых институтов, осуществляющих кредитование на этих условиях. Однако с момента принятия Закона таких институтов создано не было.

Также рабочая группа обсудила проблему учета коммунальных ресурсов при прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и потребителем.

В настоящее время Правительство Российской Федерации готовит к внесению в Государственную Думу законопроект, предусматривающий переход на прямые договорные отношения по поставке коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) и потребителями. Переход на прямые договоры потребует верификации расчетов поставщиков непосредственно с потребителями, создаст стимулы к формированию полноценной рыночной функции операторов коммерческого учета внутри многоквартирных домов (за счет предоставления комплексной услуги по автоматизации сбора данных по всем видам коммунальных ресурсов).

Спрос на такие услуги со стороны РСО должен предполагать регулирование деятельности операторов коммерческого учета на основе рыночных механизмов, не создавая дополнительного монополиста. При этом целесообразно установление общих технических требований к производимым измерениям, способствующих удешевлению механизма сбора данных.

Уже сейчас есть примеры успешной реализации проектов по созданию независимых коммерческих операторов учета в некоторых регионах России.