Официальный сайт депутата Государственной Думы


Как вы оцениваете итоги прошедшего отопительного сезона 2018-2019?
Неудовлетворительно, были перебои в подаче тепла
Нормально, но есть претензии к качеству теплоснабжения
Отлично, тепло поступало без сбоев
 
  результаты голосования
смотреть все опросы

Промежуточные итоги прохождения отопительного сезона подвели площадке МИА «Россия сегодня»

19 Февраль 2019г.
19 февраля на площадке МИА «Россия сегодня» прошёл мультимедийный круглый стол в формате видеомоста Москва-Новосибирсак-Барнаул по теме: «Промежуточные итоги прохождения отопительного сезона». На мероприятии выступил Валерий Селезнев. Также в круглом столе приняли участие заместитель Министра энергетики Андрей Черезов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Сергей Есяков, член Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике Александр Якубовский, Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Гилев, заместитель начальника Управления контроля электроэнергетики ФАС Елена Цышевская и исполнительный директор Некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По видеосвязи участие приняли начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Дмитрий Перязев и заместитель главы администрации города Барнаула по городскому хозяйству Александр Алексеенко.

На сегодняшний день теплоснабжение является одной из самых недофинансированных отраслей с изношенной инфраструктурой. При этом текущие инвестиции в отрасль значительно меньше необходимых вложений. Ситуация с теплоснабжением в российских регионах напоминает сводки с фронта: аварии на теплосетях, замерзшие люди, героическое устранение порывов. По данным Минэнерго и Минстроя около 30% труб тепловых сетей в России нуждается в замене. И если у некоторых старых тепловых электростанций еще есть шанс попасть в масштабную программу модернизации энергомощностей, то замена критически изношенных сетей по-прежнему остается головной болью руководителей на местах. Профильные ведомства оценивают потребность в ежегодных инвестициях в теплоэнергетику РФ в 200-300 миллиардов рублей. 

В ходе круглого стола обсуждались вопросы о том, как решить проблему с прохождением отопительного сезона, предотвратить аварии во время морозов, исключить риски для потребителей и при этом избежать резкого роста тарифов на тепло. 

Валерий Селезнев в ходе круглого стола отметил, что особенность отопительного сезона 2018-2019 - количество пострадавших от аварий на тепловых сетях граждан.
Если в предыдущие годы мы наблюдали по 1-2 крупной аварии с пострадавшими, то в текущем сезоне новости об очередных массовых ожогах кипятком от порывов тепловых труб или провалах в ямы, созданные порывами, приходят еженедельно. «И не думаю, что это вызывает удивление у экспертов, поскольку всё более очевидно, что ресурс 70-80% труб теплоснабжения практически исчерпан, и если кардинальные меры не будут приняты в кратчайшие сроки, то картина будет только ухудшаться», - сказал депутат.

По мнению В. Селезнева первоочередными для реализации являются меры по привлечению инвестиций:
«О привлечении инвестиций в теплоснабжение можно слагать легенды, поскольку эта тема звучит уже на протяжении долгих лет, а инвесторов в теплоснабжении так и не прибавилось. Не поспособствовал изменению ситуации и вступивший в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 279 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» (№190-ФЗ) и отдельные законодательные акты по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Часто его называют Законoм об «альтернативной котельной», поскольку изначально он предполагал возможность перехода от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя - уровня так называемой «альтернативной котельной» (АК). При таком подходе расчёт стоимости тепла производится исходя из того, во сколько потребителям могла бы обойтись тепловая энергия в случае строительства собственной котельной в том или ином регионе, населённом пункте. Ожидалось, что принятый закон поддержит интерес к отрасли именно у частных инвесторов, потому что 2,5 трлн руб. (таковы оценочные объёмы требуемых в модернизацию теплоснабжения инвестиций) для государственного бюджета неподъёмны.
Вместе с тем, системного эффекта от закона пока наблюдать не приходится, однако, отметить положительные эффекты в Рубцовске, первым вступившем «на тропу альткотельной», стоит. Действительно, рост тарифов, которым всех пугали в связи с переходом на альткотельную, там не выше инфляции и не выше, чем в других регионах. В свою очередь, рост инвестиций в теплосетевую инфраструктуру действительно есть.», - обратил внимание В.Селезнев.

Также депутат отметил, что сегодня существует потребность дополнительных инвестиций в теплоснабжение в стране. По оценкам Минэнерго - это 300 млрд ежегодно, при том что в настоящее время инвестиции на модернизацию не превышают 3.5 млрд в год. В срочном порядке в замене нуждается 29% теплосетей, в то время как доля ветхих теплопроводов, представляющих реальную угрозу разрушения в отопительный период составляет 21,5%. По оценке экспертов союза Ростепло, для того, чтобы стабилизировать ситуацию с теплоснабжением необходимо увеличить тариф минимум вдвое. Это при том, что в структуре платежей за ЖКХ, оплата теплоснабжения и горячего водоснабжения уже составляет более 50%.

По мнению законодателя, для наведения порядка в теплоснабжении отрасли необходима консолидация:
«Примером повышения эффективности функционирования сетевой инфрастуктуры может служить консолидация электросетевого комплекса. Говоря об этом, а также учитывая общий износ, возможно, стоит начать говорить о том, что назрела необходимость проведения еще одной реформы теплоснабжения.
По аналогии с электросетевым комплексом, стоит начать с установления критериев и порядка отнесения владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
В действующем федеральном законодательстве понятие «теплосетевая организация» крайне размыто. Формально такой организацией может стать любой владелец тепловой сети, даже при ее протяженности в один метр. При этом известно, что теплосетевые организации полностью функционируют за счет тарифов, которые в итоге оплачиваются конечными потребителями в социально значимой услуге «отопление». Гарантированные источники финансирования способствуют формированию множества мелких, формальных теплосетевых организаций, не имеющих на своем балансе специализированного оборудования для оперативной ликвидации возможных аварийных ситуаций в тепловых сетях.
Зачастую такие ситуации происходят и не с формальными компаниями, что подтверждается, к примеру, недавней аварией в Черногорске. У владеющей прорванным участком теплосети компании ХакТЭК просто не оказалось ни необходимого диагностического оборудования, ни спецтехники, ни даже труб для замены участка. Не было и квалифицированного персонала. Ликвидировать аварию удалось только благодаря помощи Сибирской генкомпании (СГК).
Так может и нужно передавать владение сетями тем, кто сможет ими грамотно распоряжаться. Именно на отсеивание недобросовестных владельцев направлен проект ФЗ № 388059-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (№190-ФЗ) (в части установления критериев и порядка отнесения владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям)».