Официальный сайт депутата Государственной Думы


Нужно ли, на Ваш взгляд, развивать в РФ энергетику на возобновляемых, экологически чистых источниках?
Да, за ВИЭ будущее.
Мне все равно, лишь бы цены на электроэнергию не росли.
Нет, в стране хватает нефти и газа.
 
  результаты голосования
смотреть все опросы

Депутат В. Селезнев: «Любая разновидность искусства может стать прекрасной основой реабилитации и реинтеграции инвалидов в общество»

05 Ноябрь 2009г.

   В Совете Федерации прошли парламентские слушания с участием обеих палат Федерального Собрания РФ, деятелей науки и культуры, посвященные законодательным аспектам развития в России системы художественного образования.

   Открывавший слушания председатель Комиссии СФ по культуре Александр Дзасохов озвучил цель собрания - обозначить существующие проблемы в области подготовки профессиональных кадров для культуры и искусства и определить наиболее эффективные способы их решения, в том числе, и законодательно.

   В своих выступлениях участники мероприятия отмечали, что художественное образование - важнейшая составляющая современного образовательного пространства России, имеющая огромное значение для развития и гармонизации общества. Участники слушаний были единодушны в том, что необходимо увеличить объем финансирования культуры и образования в целях создания современной материально-технической базы учреждений художественного образования.

   Вопрос о важности художественного образования в деле реабилитации инвалидов и их интеграции в общество прозвучал в докладе депутата от ЛДПР, сопредседателя Межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Валерия Селезнева.  

   В своем выступлении он сказал: «Сегодня мы обсуждаем важную проблему – вопрос развития системы художественного образования. Роль эстетической, творческой компоненты в развитии гармоничной личности трудно переоценить. Во всём мире реализация талантов заложенных в детях из различных слоёв общества является одним из важных социальных лифтов, поддерживающих постоянный приток в элиту новых людей и связующих общество воедино. Особенно велико значение таких «лифтов» для такой категории наших детей как дети-инвалиды. Сегодня мало просто признать тот факт, что рядом с нами живут люди, отличающиеся от нас по физическим возможностям или умственному развитию, необходимо чтобы эти люди могли полноценно жить не рядом, а вместе с нами.

     Для детей-инвалидов возможность выразить себя в искусстве – один из немногих доступных способов не потерять связь с большим миром, не замкнуться в сообществе товарищей по несчастью, быть признанными сверстниками и вырасти с психологией победителя, сумевшего преодолеть трудности, выпавшие на его долю с юного возраста. Сегодня вопросы образования инвалидов регулируются целым рядом законодательных актов, а также постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая определяет цели воспитания, обучения и пути их достижения посредством государственной политики в области образования, а также ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.

     Недостатком всех этих документов является то, что в них большее внимание уделено вопросам получения общего и профессионального образования, в то время как художественное образование остаётся несколько в стороне. Еще с 70-х годов прошлого века в педагогике признано, что закладывать основы вовлеченного в общество существования инвалидов необходимо с детства путём практики инклюзивного или «включенного образования», предусматривающего обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. При этом реалии жизни таковы, что из более полутора тысяч московских школ менее пятидесяти работают по программе инклюзивного образования. Вопросы же художественного образования детей-инвалидов решаются либо на основе энтузиазма, либо в рамках экспериментальных программ. Таких как экспериментальная программа Министерства образования РФ по обучению детей инвалидов специальности «Декоративно-прикладное искусство», успешно действовавшая в Самарском государственном колледже сервисных технологий и дизайна с 2001 года. Можно смело сказать, что среди детей инвалидов великое множество тех, кто мог бы внести большой вклад в развитие российской культуры. Ведь именно этих детей природа наделила обострённым чувством прекрасного. Психологией и тифлопедагогикой доказано, что феномены абсолютного слуха, умение ощущать ритм, особенное восприятие красок, развитое абстрактное и образное мышление исполняют компенсаторную функцию, заменяя утраченное зрение или возможность самостоятельно передвигаться. Именно поэтому среди незрячих вырастает значительное количество замечательных писателей и музыкантов, а среди инвалидов-опорников встречаются уникальные скульпторы и художники. Недаром в специализированных школах-интернатах и при клубах на инвалидных предприятиях наибольшей организованностью и широкой известностью пользуются кружки художественной самодеятельности, благополучно практикующие хоровое пение, выступления инструментальных ансамблей, выставки рукоделия, театральные постановки и многое другое. Также представляется, что не стоит ограничивать распространение художественного образования лиц с инвалидностью какими-то возрастными рамками - для людей, ставших инвалидами в зрелом возрасте, любая разновидность искусства может стать прекрасной основой реабилитации и реинтеграции в общество. Как председатель Межфракционного депутатского объединения (МДО) по делам инвалидов я считаю, что в законах направленных на развитие системы художественного образования мы должны уделить достойное место вопросам творческого развития и реализации инвалидов. В свою очередь, депутаты от ЛДПР сделают все, от них зависящее, чтобы вопросы интеграции инвалидов в общество оставались в повестке дня Государственной Думы».