Официальный сайт депутата Государственной Думы


Как вы считаете, кто должен устанавливать в квартирах индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов?
Другой вариант
Ресурсоснабжающие организации
Собственники жилья
Управляющие компании
 
  результаты голосования
смотреть все опросы

Как поставить госрегулирование электроэнергетики на службу интересам страны

21 Ноябрь 2018г.
Система государственного регулирования цен на электроэнергию за последние десятилетия претерпела существенные изменения, однако так и не стала эффективной и прозрачной, констатировали участники круглого стола, прошедшего в Госдуме 19 ноября. Как отмечалось на мероприятии, принимаемые в отрасли временные решения, как правило, ведут лишь к увеличению или перераспределению издержек. Более того, в самом правительстве усиливаются разногласия между приверженцами разных подходов по вопросам регулирования тарифов на энергорынке.

«Система ценообразования на электроэнергию в стране, сложившаяся в ходе реформы электроэнергетики, весьма сложна и далека от прозрачности. Эффективной, удовлетворяющей потребителя и нужды участников отрасли ее назвать нельзя. При этом общеизвестно, что изменение роста цен на электроэнергию влияет на ВВП страны», - заявил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Это проявляется в сохраняющемся росте издержек в отрасли. Причина, по мнению депутата, в том, что вместо того, чтобы обеспечивать конкуренцию на рынке, Минэнерго идет по более простому пути повышения тарифов - покрывающих неэффективность энергетических компаний. Существенной проблемой, по его словам, является перекрестное субсидирование, искажающее экономику отрасли, делающее непрозрачной структуру формирования цены на электроэнергию: оно тормозит переход энергетики к конкурентной модели развития, снижает ее эффективность и инвестиционную привлекательность.

По оценкам Минэкономразвития, издержки экономики, связанные с электроэнергетикой, растут выше ВВП. При этом все решения, связанные с отраслью, сегодня направлены или на увеличение, или на перераспределение этих издержек. По мнению министерства, этот подход в корне неверен, а решением должно стать снижение издержек в электроэнергетике за счет повышения эффективности работы отрасли. Источниками повышения эффективности может быть снижение операционных и инвестиционных затрат. В части операционных затрат Минэкономразвития поддерживает позицию ФАС по переходу к эталонному принципу регулирования тарифов, и, кроме того, министерство планирует уже в ближайшее время выйти с инициативой о новом подходе к формированию инвестиционных программ монополий, в том числе и «Россетей». Одним из ключевых критериев включения проектов в программы должна быть окупаемость инвестиций за счет эффективности, в том числе окупаемость за счет снижения издержек.

В ФАС отмечают, что практика эталонного принципа регулирования тарифов хорошо зарекомендовала себя в мире: эталоны для регулирования ресурсоснабжающих компаний применяют многие зарубежные регуляторы. Сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков, установленные с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат), уже действуют с июля 2018 года и уже привели к положительным результатам, например, в Курганской области, где тариф снизился на 30 коп./кВт-ч.

«На следующий год цены на оптовом рынке вырастут на 11%, тарифы на передачу - на 3,3%, сбытовая надбавка вырастет значительно больше, и все это нужно «упаковать» в 2,4% среднего роста платы за коммунальные услуги. С таким набором входящих параметров вывод однозначный - объем перекрестки в следующем году продолжит увеличиваться», - подсчитал директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов, который отметил, что, несмотря на постоянное обсуждение мер по ликвидации перекрестки в электроэнергетике, она только растет.

«Потребители переплачивают за избытки генерирующей мощности более 100 млрд руб. ежегодно. Совокупность новых инициатив Минэнерго, а особенно завышение объемов модернизации генерации и сетевых тарифов, поднимут рост нагрузки на потребителей до такого уровня, при котором возникает риск загубить отечественную промышленность», - сказал в ходе своего доклада директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов.

Директор Совета производителей энергии Дмитрий Вологжанин обратил внимание на то, что электростанции не должны быть плательщиками услуг на передачу сетевых компаний, так как изначально их предназначение - выдавать мощность во внешние сети энергосистемы. Он также подчеркнул важность заморозки списка субсидируемых регионов, для которых предусмотрены особые условия ценообразования на энергорынке (Северный Кавказ, Бурятия, Карелия).

На чрезмерную нагрузку и неэффективность действующего ценообразования обратил внимание директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. Согласно приведенным им данным, в Европе и США рост цен на электроэнергию существенно ниже инфляции в отличие от РФ, притом что темпы вводов новых сетевых и генерирующих мощностей, обновления оборудования за рубежом заметно выше. Следствием этого являются стагнирование полезного отпуска, увеличение удельных затрат и дальнейшее закручивание проблемы по спирали. Представитель потребителей высказал пожелание назначить ответственным чиновникам ключевой показатель эффективности в виде доли затрат на электроэнергетику в ВВП страны.

Первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев затронул вопрос продления субсидирования тарифов для Дальневосточного федерального округа (ДФО): срок их действия заканчивается в следующем году, но уже сейчас появляются инициативы по продлению еще на несколько лет. По мнению депутата, делать это автоматически нельзя, поскольку практика показала, что 60% субсидий достаются крупному высокорентабельному бизнесу, имеющему кратно большую собственную прибыль, а вовсе не малому и среднему бизнесу, инвестиционным проектам. По его мнению, необходима как минимум существенная корректировка механизма, направленная на поддержку только тех потребителей, которые приносят заметный вклад в реализацию государственной цели по развитию ДФО.

На это обратил внимание и партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. По его словам, действующий механизм субсидирования ДФО стимулирует поставщиков завышать затраты и из-за отсутствия адресности субсидий не имеет должного эффекта. «Адресность субсидии и обеспечение инвестиций в энергоинфраструктуру - штрихи, которых недостает механизму субсидирования ДФО. Сегодня скидку получают все без исключения предприятия, оплачивающие электроэнергию по тарифу, превышающему 4,3 руб./кВт-ч. (4 руб./кВт-ч в 2017 году). Притом что потребители, например, в Волгоградской области в 2017 году платили 7,2 руб./кВт-ч. Таким образом, только 3 млрд из 24 млрд руб. в 2017 году пошло на поддержку действительно нуждающегося в ней бизнеса. Изначально целью внедрения механизма было привлечение инвестиций в ДФО. Соответственно условием для получения скидки в тарифе должно стать обязательство инвестиций в промышленное производство или в развитие энергетической инфраструктуры Дальнего Востока», - отмечает эксперт.

Также тема субсидирования тарифов для ДФО стала центральной в рамках прошедшего накануне совещания в правительстве под руководством заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака. По информации «НГ», в ходе доклада Минэнерго озвучило предложение, которое было уже зафиксировано в решении Госсовета от 10 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) под председательством президента РФ Владимира Путина. Согласно этому предложению, надбавка должна распространяться только на низковольтных потребителей, а также на поддержку компаний, которые реализуют инвестиционные проекты, отобранные по специальной методике, с созданием новых рабочих мест.

Представляющий интересы промышленности директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев предложил реализовать этот механизм уже в 2019 году, а также перенести финансирование надбавки в федеральный бюджет. В ходе совещания, по данным «НГ», идея снизить объемы надбавки уже в следующем году была поддержана Дмитрием Козаком. Между тем заместитель председателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, по информации «НГ», поставил под сомнение принятое на ВЭФ решение, отметив свое несогласие с позицией курирующего вопрос вице-премьера, и по итогам совещания было принято решение продолжить обсуждение, в том числе в правительстве.

Таким образом, и участники круглого стола, и чиновники правительства, по сути, согласны с необходимостью перемен в подходах к государственному регулированию отрасли: ее нужно развивать в интересах потребителей, используя резервы и стимулируя в первую очередь эффективность компаний, повышая прозрачность и простоту тарифов, которые необходимо избавлять от нерыночных надбавок и нагрузок.

Источник: Независимая газета